Типы и виды контейнеров для перевозки грузов.

Виды и типы контейнеров

Стандарты и классификация

Вне зависимости от назначения все контейнеры стандартизированы по ряду основных показателей, а именно:

  • по массе брутто,

  • по габаритам,

  • по присоединительным размерам,

  • по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу ж/д и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочной спецтехники

Стандартизация позволяет оптимизировать все работы, связанные со смешанными перевозками, как по времени, так и по трудозатратам, и в полной мере реализовать известный принцип «от двери к двери».

Типы контейнеров для перевозки грузов

Список расшифровок, представленный ниже, включает в себя наиболее часто встречающихся обозначений типов контейнеров. Основные типы морских сухогрузных контейнеров обычно обозначают аббревиатурами:

  • ST (Standart), GP (General Purpose) и DV (Dry Van) — это стандартные морские сухогрузные контейнеры универсального типа,

  • HC (High Cube) — высокий контейнер;

  • PW (Pallet Wide) — контейнер шире стандартного;

  • OT (Open Top) — контейнер с открытым верхом из брезентового тента;

  • HT (Hard Top) — контейнер с открывающейся металлической крышей;

  • UP (Upgraded) — усиленный контейнер повышенной прочности;

  • FR (Flat Rack) и PL (Platform) — контейнер-платформа

Обозначения на морских контейнерах

Основная система идентификации (identification system) контейнера состоит из следующих основных элементов:

  • кода владельца – три буквы;

  • идентификатора категории оборудования – одна буква;

  • серийного номера – шесть арабских цифр;

  • контрольного числа – одна арабская цифра.

Код владельца (owner code) состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (Bureau International des Conteneurs, BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам, либо национальными регистрационными организациями – филиалами Международного бюро по контейнерам, либо в России – Российским морским регистром судоходства (BIC NRO).

Идентификатор категории оборудования (equipment category identifier) состоит из одной прописной буквы латинского алфавита:

  • U – для всех грузовых контейнеров;

  • J – для съемного оборудования, относящегося к грузовым контейнерам;

  • Z – для трейлеров и шасси;

  • R – для рефрижераторных контейнеров.

Серийный номер (serial number) контейнера состоит из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).

Контрольное число (check digit) является средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера. Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.

Обозначения и терминология при контейнерных перевозках:

  • TEU (Twenty-foot Equivalent Unit) – условное обозначение 20-футового контейнера. Единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Вместимость стандартного 40-футового контейнера равна 2 TEU.

  • FEU (Fourty-foot Equivalent Unit) – единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 40-футовым контейнером.

  • FCL (Full Container Load) – отправка партии груза в адрес одного получателя от одного или нескольких отправителей из одного порта в отдельном контейнере.

  • LCL (Less than Container Load) – перевозка, при которой в одном контейнере консолидируются грузы от нескольких отправителей в адрес нескольких получателей (сборные грузы).

  • BOF (Basic Ocean Freight) – непосредственно морской фрахт.

  • BAF (Bunker Adjustment Factor) – коэффициент изменения цен на нефть. Данный коэффициент обычно устанавливается морскими линиями для применения в определенный период по определенным направлениям.

  • CAF (Currency Adjustment Factor) – коэффициент изменения курсов валют.

  • B/L (Bill of Lading) – коносамент – документ, выдаваемый морской линией/перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения или ином согласованном месте. Под грузом может пониматься часть груза в контейнере (LCL), целый контейнер (FCL), партия груза (загруженная в несколько контейнеров или на палубу), а также при полной загрузке судна (судовая партия).

  • ISPS (International Security Port Surcharge) – надбавка за безопасность. Связана с усиленными мероприятиями по осуществлению безопасного функционирования портов и их охраны.

  • PSS (Peak Season Surcharge) – сезонная надбавка. Обычно устанавливается в пиковый сезон при высокой загруженности судов по определенным направлениям.

  • THC (Terminal Handling Charges) – услуги по обработке контейнера в порту отправления/назначения. Включают в себя услуги по погрузке, выгрузке, складированию и перемещению контейнера в пределах порта.

  • WRS (War Risk Surcharge) – военная надбавка. Плата за риск по перевозке в регионах, где возможны военные действия.

  • WSC (Winter surcharge) – зимняя надбавка. Действует при перевозках через северные порты в зимний период (обычно – с октября по май). Компенсирует работу ледоколов и проведение антиледовых мероприятий.

  • HWS / OWS (Heavy or Over Weight Surcharge) – надбавка за превышение стандартного веса груза, применяющаяся к 20-футовым контейнерам. Стандартный вес колеблется в пределах 10-20 тонн в зависимости от морской линии.

Классификация контейнеров

По длине:

  • 20 футов (6058 мм);

  • 40 футов (12192 мм);

  • 45 футов (13600 мм);

По ширине и высоте:

  • Standart – контейнер стандартный, шириной 2,44 м и высотой 2,6 м 

  • High Cube – контейнер высотой 2,9 м (увеличенный по высоте на 30 см) 

  • Pallet Wide – Контейнер шириной 2,5 м (увеличенный по ширине на 6 см), позволяет разместить в ширину два европаллета по 120 см 

  • High Cube Pallet Wide – Контейнер шириной 2,5 м и высотой 2,9 м

По назначению и типу погрузки:

  • Стандартные – Наиболее популярные контейнеры 20, 40, 45 футов с одной двухстворчатой дверью 

  • Bulk- Container – BU, BK (Bulk) – контейнеры для перевозки сухих сыпучих грузов 

  • Double Door – DD (Double Door) – контейнеры с двумя дверями с двух сторон для удобства погрузки/разрузки 

  • Flatrack – контейнеры-платформы, предназначены для транспортировки негабаритной техники/конструкций 

  • HT, HOT (Hard Top, Hard Open Top) – контейнеры со съемной жесткой крышей (дает возможность загружать сверху) 

  • SD (Side Door, Open Side) – контейнеры с одной или двумя боковыми дверями по длинной стороне контейнера 

  • OT (Open Top) – контейнеры с открытой крышей, оборудованные съемным мягким покрытием 

  • TN, TG, TD (Tank) – контейнеры- цистерны для перевозки жидкостей и газов 

  • Рефрижераторные и изотермические – Контейнеры для хранения и перевозки скоропортящихся грузов

20 – 40 -ти футовый стандартный контейнер и 40 high cube

Максимальное брутто 52910 lbs = 24000 кг

Тара 4585 lbs = 2080 кг

Максимальная загрузка 48325 lbs = 21920 кг

Грузовместимость (объем) 1197.25 cu.ft. = 33.9 куб. м.

Максимальное брутто 67200 lbs = 30480 кг

Тара 8600 lbs = 3900 кг

Максимальная загрузка 58600 lbs = 26580 кг

Грузовместимость (объем) 2392 cu.ft. = 67.7 куб. м.

Максимальное брутто 67200 lbs = 30480 кг

Тара 9150 lbs = 4150 кг

Максимальная загрузка 58050 lbs = 26330 кг

Грузовместимость (объем) 2697 cu.ft. = 76.4 куб. м.

Это закрытые контейнеры – жесткие металлические стены сохраняют грузы от воздействий погоды. Благодаря герметичности швов внутрь не попадает ни влага, ни пыль, ни солнечный свет. В торце контейнера имеется широкая дверь, позволяющая внести грузы. Подобные контейнеры предназначены для перевозки мало- и крупногабаритных грузов, и для их долговременного хранения. Используется для перевозки на автомобилях или железнодорожных платформах.

20 - 40-ти футовый контейнер — платформа (flat rack)

Максимальное брутто 66140 lbs = 30480 кг

Тара 6500 lbs = 2950 кг

Максимальная загрузка 60690 lbs = 27530 кг

Грузовместимость (объем) 986 cu.ft. = 27.9 куб. м.

Максимальное брутто 88180 lbs = 45000 кг

Тара 12190 lbs = 5530 кг

Максимальная загрузка 87020 lbs = 39470 кг

Грузовместимость (объем) 1936 cu.ft. = 54.8 куб. м.

Платформы (flatracks) отсутствуют 2 боковые стены, есть пол и 2 торцевые стены, которые тоже откидываются, что представляет дополнительные удобства при погрузке – разгрузке, как и специальные устройства, предусмотренные в самом контейнере. Предназначены такие контейнеры — платформы для перевозки тяжеловесных длинномеров и грузов, чьи габариты превышают размеры стандартного контейнера. Такой контейнер имеет устройства для надежного закрепления груза во время транспортировки. Но всю дорогу груз остается открытым, так что платформа не подходит для перевозки «нежных» грузов, боящихся погодных условий. Зато для транспортировки авиамоторов, траков и частей машинооборудования они незаменимы, как не имеющие другой альтернативы.

20 – 40-ти футовый контейнер с открытым верхом (Open top)

Максимальное брутто 52910 lbs = 24000 кг

Тара 5380 lbs = 2440 кг

Максимальная загрузка 47520 lbs = 21560 кг

Грузовместимость (объем) 1133 cu.ft. = 32 куб. м.

Максимальное брутто 79370 lbs = 36000 кг

Тара 9760 lbs = 4430 кг

Максимальная загрузка 69600 lbs = 31570 кг

Грузовместимость (объем) 2355 cu.ft. = 66.7 куб. м.

Контейнер Open Top предназначен, в основном, для перевозки высоких и крупногабаритных грузов таких, как спецтехника. А также для тяжелых негабаритов, которые невозможно загрузить никаким другим способом, кроме как подъемным краном сверху, даже дверную перекладину в контейнерах с открытым верхом обычно делают съемной.

20 – 40-ти футовый рефрижераторный контейнер и 40 High Cube

Максимальное брутто 27000 кг

Тара 3050 кг

Максимальная загрузка 23950 кг

Грузовместимость (объем) 28 куб. м.

Максимальное брутто 67200 lbs = 30480 кг

Тара 4370 кг

Максимальная загрузка 26110 кг

Грузовместимость (объем) 60.2 куб. м.

Максимальное брутто 67200 lbs = 30480 кг

Тара 4200 кг

Максимальная загрузка 26280 кг

Грузовместимость (объем) 66.1 куб. м.

Рефрижераторные контейнеры или рефконтейнеры — это контейнер с термоизолированным корпусом из пенополиуритана, оборудованный рефрижераторной установкой, которая поддерживает внутри рефконтейнера температуру в диапазоне холодных температур, вплоть до -60°С внутри контейнера.

Для работы установки требуется подключение к источнику питания. Также имеется разновидность рефрижераторных контейнеров без холодильной установки, их необходимо подключать к охлаждающей магистрали на борту корабля или в терминале хранения. Благодаря своим возможностям рефрижераторные контейнеры весьма удобны для транспортировки и хранения товаров, а также их применяют в качестве габаритной холодильной камеры.

Основным положительным отличием 40 фунтового рефрижераторного контейнера увеличенной вместимости (High Cube) является дополнительный внутренний объем для грузов порядка 5 тыс. кг. Удобен при перевозках мелкогабаритных грузов или грузов в мелкой расфасовке.

5-футовый контейнер.

03-5-foot-container-standard

Габариты: 1460 х 2438 х 2438 мм, грузоподъёмность 3,1 т, внутренний объём 8,2 м3.

6-футовый контейнер.

04-6-foot-container-standard

Габариты: 1980 х 1950 х 1910 мм, грузоподъёмность 4,3 т, внутренний объём 5 м3.

10-футовый контейнер.

06-10-foot-container-standard

Габариты: 2991 х 2438 х 2438 мм, грузоподъёмность 8,6 т, внутренний объём 15,95 м3.

8-футовый контейнер.

05-8-foot-container-standard

Габариты: 2438 х 2200 х 2260 мм, грузоподъёмность 5,05 т, внутренний объём 9,95 м3.

Виды танк-контейнеров

Для танк-контейнеров различных типов международная система предлагает следующие типы маркировки:

  • Танк контейнер IMO0 (по Т-классификации Т1-Т6) – подобная маркировка говорит о том, что блок предназначен для перевозки и хранения продуктов питания и неопасных грузов (вода, соки, молоко и т.д.);

  • Танк контейнер IMO2 (по Т-классификации Т7-Т10) — блок предназначен для транспортировки неопасных химических веществ;

  • Танк контейнер IMO1 (по Т-классификации Т11-Т22) – маркировка указывает на возможность транспортировки опасных химических веществ (кислоты, щелочи, бытовая химия и т.д.);

  • Танк контейнер IMO50 (по Т-классификации Т50) – наиболее безопасная тара для хранения и перевозки сжиженного газа и других легковоспламеняющихся веществ, требующих соблюдения определенного давления в цистерне.

Согласно Portable Tank Instruction используется система Т-кодов от Т1 до т75. Наиболее распространенные:

  • Т11 – рабочее давление 4 бар, нижняя разгрузка (аналог IMO 1);

  • Т14 – рабочее давление 4 бар, верхняя разгрузка;

  • Т4 – рабочее давление 1,77 бар;

  • Т50 – газовые танк-контейнеры;

Как выбрать морской контейнер правильно

Существует множество разновидностей морских контейнеров по размерам, оснащению и иным параметрам. И потому, чтобы подобрать наиболее подходящий вид, необходимо учитывать несколько важных характеристик. Это позволит найти оптимальный вариант для удобства использования, безопасной перевозки и при этом не вкладывать достаточно большой бюджет.

Маркировки контейнеров

В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемыми материалами и прочностью. В подтверждение этого на контейнер прикрепляется табличка с данными в соответствии с Конвенцией по безопасным контейнерам (CSC), которая выдается квалификационным и надзорным органом страны происхождения (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер с такой табличкой считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших CSC.
Табличка безопасности (CSC Safety Approval) прикрепляется на левой двери контейнера, обычно в нижней ее части. На табличке должны быть отражены следующие сведения:

  1. Страна, предоставившая допущение, и номер допущения (страна, предоставившая допущение, должна обозначаться отличительным знаком, используемым для обозначения страны регистрации автотранспортных средств, находящихся в международном движении);

  2. Дата (месяц и год) изготовления;

  3. Идентификационный номер контейнера, присвоенный заводом-изготовителем, или для существующих контейнеров, у которых этот номер неизвестен, номер, присвоенный администрацией;

  4. Максимальный эксплуатационный вес брутто (килограммы и фунты);

  5. Допустимый вес на штабелирование при 1,8 g (килограммы и фунты), где g – ускорение силы тяжести;

  6. Величина нагрузки при поперечном испытании на жесткость конструкции (килограммы и фунты);

  7. Прочность торцовой стенки (указывается в табличке только в том случае, если торцовые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,4 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,4 Р);

  8. Прочность боковой стенки (указывается на табличке только в том случае, если боковые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,6 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,6 Р);

  9. Дата (месяц и год) первого профилактического осмотра новых контейнеров и даты (месяц и год) последующих профилактических осмотров, если табличка используется для этой цели.
    Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандартах ISO 1496.

В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой (Approved For Transport Under Customs Seal), свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Табличка подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающимся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах в международном сообщении.

На контейнере также могут находиться таблички с информацией о производителе, владельце и операторе контейнера, о сроках (месяц и год) очередного капитального ремонта (в т.ч. на боковых стенках контейнера).

Предупреждающий знак опасности поражения электрическим током.

 На контейнеры, оборудованные боковыми лестницами, должен быть нанесен знак опасности поражения электрическим током – символ черного цвета на желтом фоне, окруженном черным бордюром. Знак следует располагать рядом с лестницей.

Знак высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Контейнеры высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) маркируют следующим образом:

  1. знак высоты наносят на обеих сторонах контейнера;

  2. чередующиеся черные и желтые полосы должны быть расположены на верхних элементах каждой торцевой рамы и боковых стенок, примыкающих к угловому фитингу.

Знаки высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) содержат группы черных цифр на желтом фоне, обведенные черной рамкой. Верхняя группа цифр означает высоту контейнера в метрах с точностью до одной десятой, значение которых должно быть не меньше фактической высоты. Нижняя группа цифр означает высоту в футах с точностью до фута, значение которых должно быть не меньше фактической высоты.

На контейнер могут наноситься и другие знаки в зависимости от условий эксплуатации и характера груза (например, опасных грузов).

Допустимые пределы повреждений контейнеров

Международная Организация по Стандартизации (ИСО) описывает минимальные и максимальные размеры, которые должны быть сохранены у контейнерного оборудования (с допусками). Для определения необходимости устранения повреждений оборудования Международный Институт Контейнеровладельцев (IICL) установил дополнительные допуски, которые выше стандартов ИСО и составляют:

  • 5 мм (3/16 дюйма) — для угловых стоек, передней панели, дверей (включая навесное оборудование), верхних и нижних поперечных балок, фитингов

  • 10 мм (3/8 дюйма) — для всех остальных составляющих компонентов контейнерного оборудования

Тем не менее, ИСО стандарты обязательны для измерения диагоналей и расстояний во всех плоскостях между угловыми фитингами (замеры должны быть произведены от центров фитинговых отверстий).

Основные замеры контейнерного оборудования, которые определены ИСО и IICL предельными и позволяют признавать контейнерное оборудование пригодным к безопасным перевозкам грузов.

Если размеры повреждений оборудования меньше или больше определенных ограничений, то контейнерное оборудование подлежит обязательному ремонту.


>